Медкомиссия в подарок Получить

Разбираемся с сигналами регулировщика

Время чтения: 5 мин.

Город — это место с повышенным трафиком автомобилей, где необходимо регулирование направления движения и очередности проезда транспортных средств. Обычно за контроль отвечает светофор, но в некоторых случаях на смену ему появляется регулировщик.

Регулировщики — это не частое явление на дорогах общего пользования, поэтому многие водители встречают их только на страницах правил дорожного движения и впадают в ступор, столкнувшись в реальной жизни. 

До введения ПДД, установки дорожных знаков, разметки и светофоров, регулировщики были единственным инструментом контроля за дорожным движением. Сейчас их можно встретить только в экстренных ситуациях, когда необходимо разрешить сложную ситуацию на дороге.

Когда нужен регулировщик на дорогах

Регулировщик — это человек в специальной экипировке, отвечающий за управление движением.

Когда он появляется на дороге, то становится приоритетным сигналом для транспортных средств, отменяя действие разметки, светофоров и знаков, отвечающих за приоритетность и направление движения. Его сигналам подчиняются все участники дорожного движения, включая пешеходов и водителей любого транспорта, даже велосипедов. 

Регулировщики появляются на перекрестках, когда:

  • отключаются светофоры;
  • из-за дорожных работ нужно перенаправить движение потока;
  • случаются крупные аварии;
  • появился крупный затор, который невозможно разрешить установленными на перекрестке знаками и светофорами;
  • светофоры могут не справиться с распределением потока из-за повышенной нагрузки на участке дороги.

Поэтому, когда сигналы регулировщика на перекрестке идут вразрез светофору, разметке или знакам, их нужно выполнять. Иногда регулировщик может направить машину даже под запрещающие знаки, если этого требует ситуация.

Приоритет

Так как регулировщик забирает на себя приоритетность по распределению движения, увидев его на перекрестке, перенаправьте все свое внимание на его жесты и положение. 

Регулировщики имеют приоритет, так как они умеют разрешать ситуации на дороге, с которыми не смогут справиться светофоры и знаки. В отличие от автономной системы регулирования движения, человек может подстроится под обстановку и предпринять неординарные меры. 

Жесты

Жесты используются в качестве основного регулирующего сигнала. Их значение трактуется в зависимости от того, какая частью тела регулировщика находится напротив транспортного средства или пешехода. 

Жесты делятся на три основные категории по своим целям:

  • запрещающие сигналы регулировщика — запрещают все или часть маневров на дороге;
  • предупреждающие сигналы регулировщика — сигнализируют о том, что скоро будет подан другой сигнал, выступают в качестве замены желтого света светофора;
  • разрешающие сигналы регулировщика — разрешают двигаться во всех или в части направлений.

Руки опущены или вытянуты в стороны

Эти жесты запрещают или разрешают движение в зависимости от того, с какой стороны от регулировщика находятся участники дорожного движения. 

Есть два основных положения:

  • со спины или спереди;
  • справа или слева.

Транспортные средства на полосах, к которым регулировщик повернулся спиной или лицом, не могут ехать, а пешеходам запрещено переходить дорогу.

Транспортные средства и пешеходы к которым регулировщик стоит боком, могут двигаться, но по разной траектории:

  • трамвай может ехать прямо;
  • пешеход может перейти проезжую часть перед собой; 
  • прямо и направо могут ехать безрельсовые транспортные средства: автомобили, троллейбусы и автобусы могут проехать прямо или направо. В дальнейшем безрельсовые транспортные средства будут сокращены до автомобилей для упрощения понимания, так как троллейбусы и автобусы тоже являются автомобилями и на перекрестках не имеют никаких особенностей в ПДД.

Рука вверх

Когда рука поднятая вверх, никому не разрешается двигаться, независимо от того, с какой стороны от регулировщика они находятся.

Рука вперед

  1. Водители любых транспортных средств, смотрящие на правый бок или спину регулировщика должны стоять на месте. Направленная вперед рука представляет из себя опущенный шлагбаум, а спина стену, не дающую проехать через нее.
  1. Автомобили, находящиеся напротив левого бока, могут двигаться в любом направлении, а находящиеся напротив лица регулировщика, только направо. 
  1. Трамваи могут повернуть налево, если находятся слева от регулировщика. Поворот направо разрешен, когда трамвай находится спереди, перед лицом регулировщика. 
  1. Пешеходы могут перейти дорогу за спиной регулировщика. 

Исключения из правил

Единственное исключение из правил — это пункт 6.14 ПДД. Им предусмотрено разрешение продолжить движение, если транспорт не может остановиться, не используя экстренное торможение, перед СТОП-линией после запрещающего сигнала в виде поднятой вверх руки регулировщика.

Пешеходы, которые находились на дороге в момент поднятия руки вверх, должны вернуться на тротуар или остановиться на линии, разделяющей полосы, если вернуться на тротуар невозможно.

Таблица с краткими инструкциями 

Жесты регулировщикаПоложение по отношению к регулировщикуУчастники дорожного движения
ПешеходАвтомобильТрамвай
Руки в стороны или опущеныСпинойДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается
ЛицомДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается
Правым бокомМожет идтиМожет ехать прямо и направоМожет ехать прямо
Левым бокомМожет идти Может ехать прямо и направоМожет ехать прямо
Рука впередСпинойМожет идти Движение запрещаетсяДвижение запрещается
ЛицомДвижение запрещаетсяМожет ехать направо Может ехать направо 
Правым бокомДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается
Левым бокомДвижение запрещаетсяМожет ехать в любом направленииМожет повернуть налево
Рука вверхСпинойДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается
ЛицомДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается
Правым бокомДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается
Левым бокомДвижение запрещаетсяДвижение запрещаетсяДвижение запрещается

Сигнал свистком

Помимо рук и жезла, регулировщики могут применять свисток, в качестве дополнительного средства привлечения внимания. Звуковой сигнал применяется как перед жестами, так и при нарушениях водителями и пешеходами правил. Например, после запрещающего жеста водитель не остановился, а продолжил движение. Регулировщик обратит на себя внимание, чтобы предотвратить нарушение и повторно показать, что нужно и чего не нужно делать.

Поэтому лучше открыть окно и выключить музыку в салоне, чтобы не пропустить сигнал свистка.

Как легко запомнить сигналы регулировщика

Доскональное изучение жестов и положений регулировщика на дороге может быть сложным для запоминания, так как без практики тяжело закрепить знания, а встреча с регулировщиком — это редкое явление. Чтобы было проще запомнить правила, существует стихотворение:

«Палка вверх устремлена — всем стоять велит она.

Если палка смотрит в рот, делай правый поворот.

Если жезл смотрит вправоехать не имеешь права.

Если палка смотрит влево, проезжай как королева.

Незакрытая спина — для водителя стена

Запомнив стихотворение, будет проще сдавать экзамен в автошколе или ГИБДД, если вы еще учитесь, и ориентироваться на дороге, после получения прав.

via GIPHY

Штрафы

Несмотря на то, что регулировщики — это редкое явление, незнание правил проезда и их нарушение грозит штрафом. Если водитель не успевает сориентироваться и нарушает сигналы регулировщика, будет выписан штраф в размере 1000 рублей по статье 12.12 КоАП РФ.

Проезд СТОП-линии или остановка после её пересечения грозит наказанием в 800 рублей. Повторные нарушения правил в течение года приведут к повышению суммы штрафа до 5000 рублей. Также есть альтернативный вариант — лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев. Чем чаще водитель нарушает правила дорожного движения, тем выше вероятность назначения наивысшей меры наказания.

Помимо водителей, штраф может получить и пешеход. Отсутствие автомобиля не делает человека освобожденным от наказания. Когда пешеход нарушает правила по незнанию, например при отсутствии водительского удостоверения, наказание может быть смягчено до предупреждения. В том случае, когда штраф все-таки выписывают, он составит 500 рублей. 

Важную роль в строгости наказания играет человеческий фактор. При общении с сотрудниками ГИБДД ведите себя вежливо и не пытайтесь оправдаться, если вы нарушили правила. От того, что вы будете вести себя грубо и некультурно, штраф не уменьшится, а может только увеличиться. Сотрудники такие же люди, как и вы и они просто выполняют свою работу, а не пытаются вымогать деньги и навредить. Их задача — контроль за участниками дорожного движения и создание безопасной обстановки. 

Будьте внимательны на дорогах, независимо от вашей роли. Если вы плохо помните правила, касающиеся регулировщиков и вы пешеход, то для перехода дороги лучше выбрать место, где движение регулируется светофором.

Выводы

Сигналы регулировщика — это одна из самых сложных для запоминания тем из правил дорожного движения. Зачастую ученики автошкол путаются в жестах еще во время учебы и, получив права, забывают их значения. Несмотря на то, что регулировщикам посвящен небольшой раздел, однотипность правил вводит в ступор и указания смешиваются при запоминании. 

Изучая жесты, лучше всего запоминайте их по группам и разделяйте по участникам дорожного движения. Структурированные данные лучше откладываются в памяти. 

Чтобы отработать полученные знания на практике, можно воспользоваться картинками с регулировщиками на перекрестках или попросить близких побыть для вас регулировщиком, чтобы создать симуляцию. 

via GIPHY

Понравилась статья — поделитесь с друзьями!