Как выбрать инструктора по вождению в автошколе

Время чтения: 7 мин.

Все водители, прошедшие обучение, знают, что не все инструкторы одинаково хороши, как и преподаватели в университете. Однако, в отличие от учителя в школе, инструктора выбирает сам ученик. Не стоит пренебрегать этой возможностью и доверять первому попавшемуся. Даже специалисты в автошколах имеют разные стили преподавания и по-своему относятся к этому процессу, поэтому к данному вопросу нужно подойти ответственно.

Увлеченный своей профессией инструктор сможет не только научить водить, но и рассказать об интересных лайфхаках, а также нестандартных ситуациях. В это же время другой преподаватель всего лишь “натаскает” ученика на экзамен по ПДД.

В статье мы расскажем, каким должен быть правильный  инструктор по вождению и по каким критериям его оценивать.

С чего начать выбор автоинструктора

Обычно поиски автоинструктора начинаются с выбора:

  • начать обучаться в школе;
  • заниматься с частным инструктором индивидуально.

Большинство новичков выбирает автошколы, так как у них есть гарантии, возможность оформить рассрочку или другие бонусы. Однако это не гарантирует, что обучение будет комфортным и эффективным, потому что многое зависит от инструктора.

Несмотря на то где вы найдете специалиста — в автошколе или на специальных сайтах, его нужно проверить по нескольким критериям. Стоит познакомиться с преподавателем дистанционно еще до первого урока, чтобы узнать, соответствует ли он обязательным требованиям. Среди них:

  • имеет подходящее водительское удостоверение. Тот, кто обучает управлять легковым автомобилем, должен иметь права категории “В”;
  • есть минимальный стаж вождения не менее 3 лет;
  • прошел курсы профессиональной подготовки;
  • имеет документ об окончании профессиональной подготовки.

При несоответствии любого из пунктов рекомендуется прекратить общение и найти другого преподавателя для занятий. Лучший инструктор — опытный водитель, знакомый с методиками преподавания, который не просто сообщит информацию и что-то расскажет, а хорошо объяснит правила дорожного движения понятным языком.

Заинтересовались? Оставьте ваши контакты, менеджер свяжется с вами для уточнения всех деталей через удобный для вас мессенджер
Заинтересовались? Оставьте ваши контакты, менеджер свяжется с вами для уточнения всех деталей через удобный для вас мессенджер

    Отправляя это сообщение, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Отправить

    Предназначение инструктора в автошколе

    Задача автоинструктора — научить человека управлять машиной, соблюдать ПДД и адекватно вести себя на дороге. Кроме того, он должен помочь студенту успешно сдать экзамен в ГИБДД и получить права. Также ученики часто нанимают их, чтобы освежить знания или усовершенствовать навыки вождения.

    Бондаренко Сергей
    Старший инструктор Автошколы Техника Сергей Бондаренко (филиалы Водный стадион и Бескудниково)

    В каждой школе существуют внутренние правила, которых придерживаются преподаватели. Однако должностные обязанности инструкторов примерно одинаковы. В них входит:

    • обучение студентов вождению в объеме, достаточном для безопасной езды;
    • проверка теоретических знаний учеников;
    • обеспечение безопасности подопечных во время вождения на дорогах общего пользования;
    • поддержка учебного автомобиля в рабочем состоянии.

    Также инструкторы обязаны демонстрировать сложные маневры на собственном примере, не забывая о нормах ПДД.

    Критерии, которым должен соответствовать инструктор по вождению

    Когда вы начнете искать учителя по вождению, звоните в школы и задавайте вопросы. Менеджеры дадут информацию о нужном инструкторе и помогут выбрать. Важно учитывать не только опыт, но и характер человека, так как от него зависит стиль преподавания и поведение в напряженной обстановке.

    Старший администратор Автошколы Техника Екатерина Афонина (филиал Водный стадион)

    Достаточный опыт работы

    Хоть это очевидный пункт, в нем не все так однозначно, как кажется. Новички наивно оценивают преподавателей и выбирают кандидатов с наибольшим опытом, считая, что у них больше навыков и знаний. Однако в обучении играет также человеческий фактор, который также нужно учитывать.

    У инструктора должен быть стаж вождения не менее 5 лет. Этого достаточно, чтобы на личном опыте отработать большинство ситуаций, которые могут случиться на дороге.  

    После этого узнайте об образовании специалиста — прошел ли он специальные курсы. Все же хорошо водить самому и научить другого управлять машиной — разные вещи. Если он не имеет соответствующего образования, желательно перейти к следующему кандидату.

    Некоторые преподаватели ведут личные блоги о вождении, активно общаются на сайтах, отвечают в интернете на вопросы учеников. Проверьте правильность его ответов с помощью интернета.

    А на первом занятии не забудьте расспросить инструктора про повышение квалификации, а также дополнительное образование. Для профессионалов часто проводят занятия по контраварийному или экстремальному вождению. Некоторые навыки из них стоит освоить всем водителям, особенно для езды зимой. Поэтому специалист, прошедший такие курсы, будет более квалифицированным, чем инструктор без такого опыта, но не стоит ставить наличие освоенных дополнительных курсов как один из важных аргументов при выборе. Дополнительные навыки — это хорошо, но они играют более второстепенную роль, так как водителям новичкам думать о контраварийном вождении до получения прав рановато.

    Кроме того, важно проговорить с инструктором план занятий. Стихийность в обучении недопустима, но многие начинающие преподаватели совершают данную ошибку. Если у человека нет даже примерного плана, не стоит обращаться к нему. Без строгой комплексной системы освоить вождение сложно. Это особенно важно, если у вас нет никакого опыта вождения. Ученики, которые уже сидели за рулем, могут проще адаптироваться к стихийному подходу в обучении, но так или иначе, лучше поэтапного подхода с должной проработкой каждой темы нет ничего.

    Понятность объяснений

    Из-за психофизиологических особенностей разные люди отличаются способностью к обучению, а также  имеют свои каналы восприятия информации:

    • аудиалы — лучше понимают, когда им объясняют на словах;
    • визуалы — хорошо запоминают увиденное.

    А есть те, кто не способен быстро разобраться в сухой теории без жизненного опыта за рулем. 

    Хороший инструктор обязан подобрать подходящий формат для объяснения темы. Главное — донести информацию и обеспечить полное ее усвоение.

    В особенности это касается нестандартных правил, в которых даже водители со стажем могут запутаться, например: кто должен уступить дорогу — легковой автомобиль или большегруз, или как найти способ объехать пробку, не нарушив правила ПДД.

    Когда возникают проблемы с обучением, он должен пересмотреть подход и пользоваться разными техниками, а не просто отрабатывать часы. 

    Ответственность и внимательность

    Во время практических занятий инструктор несет ответственность за действия ученика и состояние автомобиля, поэтому он обязан сохранять внимание в течение урока. Недопустимо отвлекаться на телефон, чтение книг, так как от этого зависит не только обучение человека, но и его жизнь. На дороге могут возникнуть неожиданные ситуации, когда внимательность крайне важна.

    Прибылов Сергей
    Старший инструктор Автошколы Техника Сергей Прибылов (филиал Тимирязевская)

    Кроме того, опытные преподаватели ответственно относятся к проверке знаний. Они перед каждой поездкой проверяют пройденный материал, а во время практики задают вопросы, как правильно поступить в определенной ситуации, что обозначают знаки и разметка на дороге.

    От знаний зависит безопасность всех участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Хорошие инструкторы жестко подходят к обучению и не позволяют садиться за руль в городе до тех пор, пока не будут уверены в подготовке подопечного.

    Во время практических занятий следите за комментариями инструктора. Такие слова, как «газу-тормози, налево-направо…» бессмысленны. Вместе с ними квалифицированные преподаватели говорят, почему нужно ускориться или замедлиться. Без объяснений ученик просто выполняет команды, постоянно совершая ошибки, так как не поймет причину действий.

    Если вы только выбираете преподавателя и незнакомы с ним, попробуйте узнать у администратора или почитать в отзывах, сколько людей успешно сдало экзамен. Если есть много людей, проводивших проверку, нужно задуматься о его профессионализме.

    Не бойтесь просить о замене инструктора, если вам кажется, что человек безответственно относится к вашему обучению. Вы приходите получить знания и навыки, а не просто отсидеть назначенное время в машине. От ответственности и внимательности инструктора зависит успешность сдачи экзамена и будущее самостоятельное вождение. Администрация автошколы пойдет вам навстречу и поможет подобрать подходящего инструктора.

    Знание основ вождения и ПДД

    Это обязательный пункт, про который нельзя забывать во время поисков инструктора. Он же вытекает из первого критерия. Человек с большим опытом в реальных условиях до автоматизма отрабатывает навыки безопасного вождения, однако это не гарантирует точное знание правил дорожного движения.

    Если вы не уверены в компетентности автоинструктора, задайте ему несколько вопросов по учебнику и проверьте ответ. Он может ответить не так, как написано, но суть должна сходиться.

    Также стоит попробовать поговорить с преподавателем о нестандартных и опасных ситуациях. К таким относят заносы на повороте. Спросите у человека, как избежать этой проблемы. Сразу же дадим вам правильный ответ:

    • не увеличивать скорость резко;
    • не выворачивать руль на большой скорости;
    • притормаживать, если на дорожном покрытии образовался лед, или есть глубокая лужа.

    Этого достаточно, чтобы проверить знания преподавателя. Больше вопросов задавать не стоит, так как важно создать доверительные отношения с инструктором.

    Комфортное общение

    Сталкиваясь с такими проблемами, преподаватели ведут себя по-разному. Нередки ситуации, когда они кричат, ругаются и давят на ученика. Это недопустимо по требованиям методики и непедагогично. Кроме того, у ученика могут возникнуть трудности в дальнейшем обучении из-за постоянного страха или дискомфорта.

    Определить личностные особенности автоинструктора можно только по отзывам и на первых занятиях. Если он пытается перевести негатив в шутку, подбодрить начинающего водителя, а не оскорбляет, продолжайте обучение. Бежать нужно в тех ситуациях, когда вы чувствуете себя некомфортно в присутствии преподавателя.

    Некоторые инструкторы имеют яркую, эмоционально окрашенную речь, которая станет проблемой во время занятий. На учебных поездках обратите внимание, как специалист комментирует действия других водителей. Если он кричит, едко шутит или дает нерациональную оценку, то и вы в будущем столкнетесь с подобным отношением.

    Хорошего преподавателя легко определить за 2–3 занятия. Он должен:

    • всегда сохранять спокойствие;
    • уметь расслабить и успокоить;
    • создать дружескую обстановку.

    Не бойтесь высказать инструктору свое недовольство и объясните, что именно вызывает у вас дискомфорт. Хороший инструктор пойдет вам навстречу и изменит подход к обучению, но если такого не произойдет, стоит обратиться за сменой инструктора.

    Обучает, а не готовит к экзамену

    Инструкторы должны сделать из новичка опытного водителя, а не помогать готовиться к экзаменам и сдавать их. Знания и умения намного важнее, чем факт получения прав, ведь их могут забрать уже на следующий день после выдачи.

    Старший инструктор Автошколы Техника Владимир Груздев (филиал Черёмушки)

    Поэтому цель настоящего преподавателя — дать человеку много полезных советов и на практике отработать теорию. Если он подойдет к образовательному процессу ответственно, то ученик сдаст экзамен без натаскивания и зазубривания ПДД.

    Опытные инструкторы, которые хотят добиться результата, часто меняют маршруты. Достаточно 3–5 поездок, чтобы ученик запомнил все повороты, знаки и разметку. Постоянно тренироваться на одном и том же месте неэффективно, поэтому пути необходимо менять в соответствии с ранее пройденной темой.

    Для проверки понимания ПДД специалисты предлагают ученикам решить нестандартную задачу, в которой смешиваются несколько правил. С одной стороны, они помогают найти пробелы в знаниях, а с другой — развивают аналитическое мышление. 

    Последнее понадобится в будущем, когда вы столкнетесь с тем, что одновременно работают несколько правил, и нужно понять, какое из них важнее. У водителей часто возникают вопросы к разметке и знакам во время строительных работ, из-за которых существенно усложняется движение, особенно на перекрестках.

    Отношение к учебной машине

    Успешность обучения зависит не только от ученика и учителя, но и от автомобиля. Техника должна быть исправной, чистой и ухоженной. Инструкторы в школах обычно работают на одном и том же транспорте, поэтому знают все его особенности: от силы нажатия на педаль газа до лучшего угла разворота.

    Критерии оценки авто:

    • чистый кузов и номера;
    • отсутствие запаха, посторонних вещей в салоне;
    • механизмы, электроника в рабочем состоянии.

    При этом марка и возраст транспорта не играют существенной роли. Значение имеет только коробка передач. Автоматическую легче освоить, и ее устанавливают на большинство легковых автомобилей. Скорее всего, в будущем вы будете пользоваться машиной именно с АКПП, а не механической коробкой.

    Увлеченность профессией

    Среди преподавателей всегда остро стояла проблема профессионального выгорания. Работа сопряжена постоянной эмоциональной нагрузкой, которую выдерживают единицы. Из-за этого лишь небольшое количество автоинструкторов работает дольше 10 лет. А у некоторых специалистов пропадает интерес к преподаванию, и они начинают просто отрабатывать часы.

    Для ученика это грозит тем, что:

    • не получит интересных лайфхаков;
    • инструктор не будет заинтересован в адаптации методов объяснений под особенности подопечного;
    • возникнут конфликтные ситуации, крики и даже оскорбления.

    Выгорание легко распознать уже на первом занятии. Преподаватели, потерявшие интерес, постараются закончить урок как можно раньше и не будут стараться наладить контакт. 

    Изобретательность

    Изобретательность связана с увлеченностью профессией. Образовательный процесс может и даже должен быть интересным, понятным. Преподаватель будет использовать необычные методы изучения и закрепления информации, которые соответствуют особенностям подопечного.

    Кроме того, изменение вариантов развития занятия и индивидуализация методики повышает мотивацию у студента, развивает способность к анализу дорожной обстановки. 

    Опытные инструкторы на занятиях пытаются моделировать ситуации, которые могут произойти в городе, во время уроков на автодроме. Так они создают обстановку, при которой ученик начинает применять свои знания ПДД на практике в безопасной обстановке. 

    Инструктор может использовать оригинальные способы оттачивания навыков вождения и методы по привыканию к городской среде. 

    Положительные отзывы и рекомендации

    Хотя этот пункт оказался в конце списка, с него стоит начинать оценку преподавателя. Отзывы от бывших учеников скажут больше, чем слова менеджера автошколы и рассказ о нем на сайте. Отзывы пишут на:

    • IRecommend;
    • Otzovik;
    • Flamp.ru;
    • Zoon.ru.

    Главное — обращать внимание на негативные отзывы. Они помогут узнать, почему другие студенты отказались от услуг инструктора, и поймете, подходит ли он вам. 

    Если в отрицательных рассказах не описаны критически важные для вас вопросы, например: хамское поведение или ужасное состояние машины, перейдите к положительным, чтобы составить полную картину.

    Понравилась статья — поделитесь с друзьями!
    Оставить заявку

    Мы свяжемся с вами в течение рабочего дня и расскажем всё про обучение.

    Отправляя это сообщение, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Фото менеджера