Есть такая отчасти правдивая шутка: Автомобиль — не роскошь, а средство для повышения интуиции и скорости реакции!
Ученые, конечно, не могли пройти мимо, не изучив работу мозга людей во время вождения. Подобные исследования важны для понимания причин возникновения аварийных ситуаций и способа их предотвращения.
В процессе изучения было выявлено 3 любопытных факта:
- У водителей образуются новые нейронные цепочки, которых нет у людей, не умеющих водить машину.
- У автолюбителей в правой части головного мозга наблюдается повышенная активность и они обладают более быстрой реакцией и лучшей интуицией (причем не только за рулем, но и в обычной жизни).
- Опытные водители начинают водить практически бессознательно, более того – во время езды их мозг отдыхает даже больше, чем у пассажиров.
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, вспомним о велосипедах
В самом начале, когда человек садится на двухколесный велосипед, ему требуется множество усилий:
- судорожные движения рулем в попытках удержать равновесие,
- концентрация внимания,
- страх падения и физическое напряжение.
Однако спустя десятки попыток, двухколесный друг поддается и вот через несколько недель мы можем управлять им даже без рук, оглядываясь на красивый закат, а при желании еще и роясь в кармане куртки, совершенно не думая о том, что нужно сделать в следующее мгновение, потому что руки и ноги сами совершают нужные движения.
Новое умение (кататься на велосипеде) становится автоматическим, подобно тому, как мы научились ходить. Вряд ли кто-то упорно думает и напрягается, просто шагая по улице… Но так было не всегда! С велосипедом и автомобилем почти то же самое.
Для человека, не умеющего водить машину это может показаться сложным — как одновременно давить на педали, крутить руль, переключать скорости, обгонять, настраивать магнитолу, вести непринужденный диалог и следить при этом за дорожной ситуацией? Легко! С каждым разом все больше действий в процессе обучения вождению автомобиля будут превращаться в автоматизмы, которые не требуют усилий и особого внимания.
Это не значит, что водитель не контролирует ситуацию, а в голове у него завывает ветер вместе с перекати-поле. Просто силы, которые тратились на умение водить теперь отдаются под другие задачи – скорость мышления, реакции и интуицию. Это в свою очередь, обеспечивает более высокую безаварийность движения. Потому что хорошо управлять автомобилем подсознательно — можно, а только при помощи сознания — нельзя, слишком высокая скорость движения не соизмерима со скоростью нашего мышления.
Интересен также и другой факт
Пассажиры в автомобиле могут уставать гораздо сильнее, чем водители. Это связано с тем, что водитель погружается в особое состояние автоматической деятельности, которая не перенапрягает мозг, а просто держит его в тонусе. В то время как не занятый одним делом пассажир скачет с одной мысли на другую, обращает больше внимания на мелькающие за окном объекты или начинает скучать, от чего мозговая активность только увеличивается, в попытках занять себя чем-нибудь интересным.
Говоря о лучшей скорости реакции и интуиции, которые развиваются у опытных водителей, стоит отметить, что дело касается инстинкта самосохранения, который запускает особые механизмы, делающие зрение более острым, движения быстрыми, а мышление практически молниеносным. Оказываясь на дороге, мы понимаем, что это место повышенного риска, где кроме нас еще сотни и тысячи водителей. Именно ежедневная практика вождения и постоянная подсознательная готовность к особым ситуациям, развивают в нас такие качества как хорошая реакция, быстрое принятие решений и интуиция, которые несомненно нужны даже в простой повседневности.